Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Транспорт – одна из важнейших отраслей народного хозяйства, он выполняет функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Кроме этого транспорт играет в экономике большую роль. Будучи составной и исключительно важной частью инфраструктуры, транспорт позволяет осуществлять доставку экспортно-импортных грузов различного назначения в интересах развития международного культурного и технического сотрудничества, а также интеграции в мировую экономику. На его долю приходится более половины объема пассажирских перевозок. За последние годы обострилась проблема безопасности дорожного движения.
Эффективное функционирование транспортной отрасли является необходимым условием для обеспечения обороноспособности, защиты экономических интересов государства, повышение уровня жизни населения [6]. Соответственно, обеспечение транспортной безопасности является одним из неотложных задач государственной транспортной политики. Следует отметить, что современный транспортный сектор экономики РФ в целом удовлетворяет лишь базовые потребности экономики и населения в перевозках. Уровень безопасности, показатели качества и эффективности перевозок пассажиров и грузов, энергоэффективности, техногенной нагрузки на окружающую среду не отвечают современным требованиям, что и представляет актуальность темы.
Транспортную безопасность страны ослабляют различные причины природного, социального и технического характера, широкий диапазон внешних и внутренних угроз, а также негативные последствия недостаточной разработанности нормативной правовой базы, регулирующей отношения в транспортной сфере [4, 6-13].
Разноплановые труды ученых по изучению транспортной безопасности классифицируют угрозы по ряду оснований: по характеру угроз; по сферам и формами проявления, по степени значимости и т.д. Ими указано, что существующая государственная система мер по обеспечению безопасности на приемы, методы и средства защиты граждан в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте не в полной мере способны предотвратить или упредить возникшие угрозы.
Объект исследования – транспортная безопасность.
Предмет исследования – угрозы транспортной безопасности.
Цель исследования – рассмотреть особенности обеспечения транспортной безопасности с учетом анализа внешних и внутренних источников угроз.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности обеспечения транспортной безопасности на современном этапе.
2. Охарактеризовать проблемы и перспективы безопасности на транспорте.
1. Особенности обеспечения транспортной безопасности на современном этапе
1.1 Сущность понятия транспортной безопасности
Процессы глобализации, усиление взаимозависимости стран и их открытость к внешним воздействиям ослабляют способность государств, включая Россию, нейтрализовать угрозы национальной безопасности. Возникает и быстро обостряется противоречие между потребностью развития государства» и деградацией государственной власти, усилением внегосударственных источников политического влияния.
Рассматривая вопрос безопасности транспорта необходимо провести разграничение между понятиями «безопасность на автомобильном транспорте» и «безопасность дорожного движения». Во многих языках для обозначения обеих категорий используется одно и то же слово − «безопасность». В применении к транспортной индустрии в целом эти два термина толкуются следующим образом.
Под безопасностью на транспорте необходимо понимать уровень защиты или комплекс мер по предотвращению преступной деятельности (мошенничество, нападения на водителей и транспортные средства, кражи грузов и транспортных средств), а также террористических актов.
Под безопасностью дорожного движения подразумевается уровень защиты и комплекс мер по предотвращению аварий на дорогах общего пользования, которые приводят или не приводят к материальному ущербу, травмам или летальным исходам. Оба эти условия имеют огромное политическое значение, а для населения положение в этой области представляет собой острейшую проблему 2, с. 56.
Сегодня понятие транспортной безопасности преимущественно трактуется как предупреждение терроризма на транспорте. Антитеррористический императив транспортной безопасности носит объективный характер и в целом обусловлен значительным ростом террористических актов в мире, а также степенью его опасности непосредственно для транспортного комплекса.
Драматические события ряда террористических актов последних лет с применением автомобиля начиненного взрывчаткой стало использоваться террористами непосредственно как оружие. Вместе с тем, с учетом того, что защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе в транспортной сфере, провозглашена сегодня в качестве приоритетной задачи, следует иметь в виду, что предотвращение и противодействие террористическим актам на транспорте - лишь часть проблемы обеспечения транспортной безопасности страны в целом. Другой ее составной частью является защита транспортной сферы от других, в том числе – криминальных форм незаконного вмешательства в действия транспорта, а также от различного рода чрезвычайных ситуаций 14, с. 268.
В наиболее общем виде понятие «транспортная безопасность» может быть определено как:
- система предотвращения, противодействия и пресечения преступлений, включая терроризм, в транспортной сфере;
- система предупреждения на транспорте чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
- система недопущения или минимизации материальных и моральных убытков на транспорте от преступлений и чрезвычайных происшествий;
− система направлена на повышение экологической безопасности перевозок, экологической устойчивости транспортной системы;
− система реализации целей национальной безопасности в транспортном комплексе в целом 16, с. 106.
Системный характер понятия транспортной безопасности определяет необходимость комплексного, системного решения проблем, имеющихся в этой сфере. Транспортная безопасность направлена на защиту: пассажиров, владельцев, получателей и перевозчиков грузов, владельцев и пользователей транспортных средств, транспортного комплекса и его работников, экономики и бюджета страны, окружающей среды от угроз в транспортном комплексе.
Транспортная безопасность призвана обеспечить:
- безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
- безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
- безопасность функционирования и эксплуатации объектов и средств транспорта;
- экономическую (в том числе - внешнеэкономическую) безопасность;
- экологическую безопасность; информационную безопасность;
- пожарную безопасность;
- санитарную безопасность;
- химическую, бактериологическую, ядерную и радиационную безопасность;
- мобилизационную готовность отраслей транспортного комплекса 18, с. 24.
Масштабный спектр различных причин природного, технического и социального характера обусловливает наличие широкого диапазона внутренних и внешних угроз, ослабляющих транспортную безопасность страны.
При этом стоит акцентировать внимание, что разделение безопасности на виды является весьма условным, поскольку, например, транспортная безопасность включает в себя и может быть включена как составляющая национальной, экономической, экологической, информационной, энергетической безопасности и т. д. 17, с. 31.
И. М. Аверичев в своих работах определяет транспортную безопасность как защищенность личности, общества, государства и их интересов в транспортной сфере жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз [1, с. 54]. Однако это определение является достаточно узким и не учитывает интересы транспортной отрасли как определенной системы. Об этом свидетельствует и авторское представление о разделении транспортной безопасности на виды. Так, ученый разделяет транспортную безопасность по
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аверичев И. М. Транспортная безопасность как особый вид экономической безопасности// Водный транспорт. – 2013. – Вып. 2. – С. 53-57.
2. Белый О. В. Концепция комплексной безопасности дорожного движения транспорта / О. В. Белый, Д. А. Скороходов, A. JI. Стариченков // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт России: проблемы и перспективы, 2019 – С. 121-129.
3. Блинкин М.Я Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции. – М.: ИД ВШЭ, 2018. – 240 c.
4. Войтенко В.П. Совершенствование законодатель¬ства в сфере транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. – 2018. – № 1. – С. 13-15.
5. Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: Учебное пособие для студ. высш. проф. образования / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. – М.: ИЦ Академия, 2018. – 256 c.
6. Дудышкин Б. Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте // Транспортное право. – 2018. – № 4. – С. 56-58.
7. Карасев Д.В. Разработка и реализация комплексного подхода к обеспечению экономической безопасности транспортных систем: автореф… канд. экон. наук. – СПб, 2013. – 23 с.
8. Колесников А.А. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : РИПО, 2016. – 288 с.
9. Куренков П.В. Перспективные направления развития политранспортной логистики// Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 3. – С. 36–41.
10. Лямов Н.С. Нормативно-правовое обеспечение транспортной безопасности: проблемы, тенденции, перспективы // Транспортная безопасность и технологии. – 2010. – № 1. – С. 16-17.
11. Матвеева А. В. Транспортный коридор: правовая природа, содержание, виды и участники (комплексное исследование): монография. М: Наука, 2011. – 206 с
12. Мальцев Ю.А. Безопасность движения на автомобильных дорогах – составляющая безопасности государства // Транспорт Российской Федерации. – 2007. – № 8. – С. 70-73.
13. Махонько В.П. Комплексный подход к нормативно-правовому регулированию в области обеспечения транспортной безопасности // Национальные приоритеты России. Серия 1 «Наука и военная безопасность». – 2015. – № 2 (2). – С. 5-8.
14. Муратов В.П. Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования антитеррористической защищенности в сфере транспорта // Противодействие терроризму. Проблемы ХХI века – Counter-Terrorism. – 2011. – № 1. – С. 268.
15. Погребицкий М. Направления развития транспортного комплекса и системы международных перевозок. Сб. наук. тр. МГУ. – 2006. – № 1. – С. 355-365.
16. Салеев В.Н. Транспортная безопасность – категория экономическая // Транспортная безопасность и технологии. – 2004. – № 1. – С. 106 – 107.
17. Титова Н.К. Понятие и содержание терминов «транспортная безопасность» и «угроза транспортной безопасности»: теоретический аспект // Транспортное право. – № 3. – С. 30 – 32.
18. Трофименко Ю.В. Методические подходы к обеспечению транспортной безопасности в России и странах Европейского Союза // Транспорт Российской Федерации. – 2011. – № 6(37). – С. 24-25.
19. Филипенко А. В. Правовой механизм регулирования общей транспортной политики Евросоюза: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.11. Киев, 2004. – 210 с.
20. Экономическая энциклопедия: в 3 т. – Т. 3. – М: Академия, 2002.– С. 679.